Дмитрий Солунский. Мозаика собора Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря
XII век для Киевской Руси знаменателен и запоминающийся не только набегами половцев и княжескими междоусобицами. В это время происходит формирование и развитие церковного хозяйства. Усиливается роль церкви в общественной жизни. Развивается множество крупных и мелких монастырей за счет выросшего числа епархий, увеличения количества земель в монастырских вотчинах и так же за счет населения, которое тоже обязали делать выплаты в пользу церкви. В 1108 году князем Святополком Изяславовичем на месте Дмитриевского монастыря, построенного предположительно его отцом — Изяславом I (в крещении Димитрием) был основан Михайловский Златоверхий монастырь. Михайловский собор имел особое значение для киевлян, ибо был посвящён архангелу Михаилу — небесному покровителю Киева. Через четыре года монастырь украшал каменный собор Архангела Михаила.
Собор Архангела Михаила по византийским традициям, а тпк же по образу и подобию многих других русских соборов был щедро украшен мозаикой из смальты и цветных камней. Над этими великими мозаиками работали константинопольские мастера, это и определило византийский стиль мозаик.
«Мерцающей живописью» называют мозаики Михайловского собора – они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием. Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи. Мозаика святого Дмитрия Солунского стала одной из самых известных мозаик монастыря и собора. Она располагалась с южной грани севера – восточного столба алтарной части. Святой воитель представлен на мозаике в полном воинском облачении: в золотых латах, с копьем, мечом и щитом. Поверх доспехов изящно переброшен зелено-голубой плащ, на котором видна узорчатая золотая полоса — тавлий, знак высокого положения его владельца. На уровни груди латы перехватывает перевязь, завязанная узлом. Одеяния и вооружение Дмитрия канонически традиционны для иконного образа воина.
По этой мозаике можно судить о высочайшем владении мозаичной техникой византийских и древнерусских мозаичистов. Лицо и руки святого выложены из зеленоватых, розоватых, белых, песочных и коричневатых матовых цветных камней. Из светло-болотного камня выполнен овал лика. Темно-красной смальтой выложены контуры частей лица. Нимб – золотой смальтой. Одежды, обильно украшенные золотом и драгоценными камнями, исполнены золотой, голубовато-зеленой, розоватой и синей смальтой. Перевязь на груди белая с голубыми контурными линиями. Обувь серая с белым, украшенная желтыми полосами. Фон золотой. Сама композиция обложена по краям рядом белых камней в виде рамки.
Мозаика Дмитрия Солунского, по мнениям некоторых искусствоведов, это портретное изображение одного из киевских князей. Но точно сказать о том, был ли Дмитрий Солунский киевским князем, не представляет возможности. Через некоторое количество веков мы смогли бы назвать это изображение парадным портретом. Святой Дмитрий выглядит здесь, как воин-победитель, и точно никоим образом не походит на великого мученика.
Дмитрий Солунский был аристоркратом на государственной должности. По своим религиозным соображениям Дмитрий отказался проводить репрессии против единоверцев. Кто-то из особенно злых императоров-язычников приговорил Дмитрия Солунского к смертной казни. Это произошло во втором городе Византийской империи после Константинополя – Солуни, Поэтому Дмитрия стали называть Солунским. По преданию этот святой спас город от язычников–славян на рубеже VI-VII веков и поэтому стал популярен в самой Солуни.
Не особенно ясно, как великомученик смог превратиться в святого-воина. В то же время, когда создавалась мозаика Михайловского собора, летописцем Нестором в «Повесть временных лет» была внесена запись о святом Дмитрии, из которой можно узнать, что Дмитрий Солунский поддерживает русских князей. Скорее всего, это было сделано для того, чтобы поднять престиж и авторитет князей. Из этого можно сделать вывод, что святой уже вначале XII был известен и почитаем на Руси.
Многие русские князья называли в честь святого Дмитрия своих первенцев (Ярослав Мудрый, Юрий Долгорукий, Александр Невский), а в дальнейшем – и русские цари (Иван III, Иван Грозный, Алексей Михайлович). Это еще раз доказывает то, что Дмитрий Солунский был, особо почитаем на Руси.
Восемь веков благополучно и спокойно прожила мозаика святого Дмитрия Солунского, пока в 1917 году мужской Михайловский монастырь не был упразнен. В 1935 году собор Архангела Михаила была решено взорвать. В.А. Фролов, профессор, сумел, пока готовился взрыв, перенести несколько мозаик собора на цементную основу в чугунной раме и передал мозаики в Киевский музей русского искусства. В 1938 году мозаику передали Третьяковской галерее, по документам Киевский музей русского искусства получил взамен картины украинских художников.
В 1997-1998 годах Михайловский собор был восстановлен. К восстановлению здания Михайловского Златоверхого собора привлечены лучшие творческие силы со всей Украины. Из прежнего убранства храма уцелели две плиты с рельефным изображением загадочных скачущих всадников. Остальные украшения современного интерьера взяты из музея (деревянный иконостас в стиле барокко) или выполнены украинскими художниками, причем росписи подчинены канонам древнерусской храмовой живописи.
Материал: Известковый грунт, смальта, кирпич, цветной камень. 223 х 132,5
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея. Инв. № 25532
Источник: www.smalta.ru